Москва, 17-й проезд Марьиной Рощи, 4к1
info@p-analitika.ru
пн-пт c 9:00 до 20:00
(для клиентов)
(по вопросам трудоустройства)

Организация мерчандайзинга

Термин «мерчандайзинг» произошел от английского слова «merchandise», означающего «торговать». Наиболее прямой перевод слова «merchandising» звучит как «искусство торговать», то есть делать все возможное, что облегчает клиенту процесс выбора и покупки товаров. Организация мерчандайзинга в магазине - это система мероприятий, которые направлены на то, чтобы посетителям было удобно, выгодно и приятно совершать покупки.

По большому счету, основное определение понятия «организация мерчандайзинга» - продажа без продавцов. Это означает, что товары в магазине должны быть выставлены таким образом, что их продажа станет вполне возможной с минимальным участием продавцов-консультантов или совсем без них.

Продажа товаров в магазинах должна осуществляться не только благодаря продавцам, но и всему находящемуся в залах оборудованию, а также атмосфере, формирующей у посетителей нужную мотивацию. Более того, и сами клиенты должны быть не пассивными посетителями, а активными участниками процесса. Пользуясь мерчендайзинговыми услугами, можно достичь совершенно иных результатов в торговом бизнесе, в сравнении с теми, что предлагают традиционные системы продажи товаров.

Организация мерчандайзинга - насущная необходимость

Системный подход к любым начинаниям давно уже доказал свою эффективность. Организация мерчандайзинга в магазине также требует комплексных мер. Здесь потребуется выполнить следующие шаги:

  • Создать должность или даже отдел мерчандайзинга.
  • Разработать и внедрить стандарты мерчандайзинга.
  • Проводить регулярную оценку и контроль результатов.

То, как конкретно будут осуществлены эти шаги, зависит от формата магазина и размера торговой площади. Даже если нет необходимости или возможности создавать отдел, нужно выделить сотрудника, который будет заниматься организацией мерчандайзинга. Начав с улучшения выкладки товара, данный специалист выстроит в дальнейшем систему мерчандайзинга, которая будет соответствовать концепции магазина.

Работа мерчандайзера основывается на стыке двух специальностей. С одной стороны, он должен обладать знаниями в области менеджмента: управление ассортиментом, анализ результатов продаж. С другой стороны, ему нужно иметь навыки дизайнера, чтобы размещать товары красиво и комфортно для восприятия клиентов. Организация мерчандайзинга в компании может быть успешной только при объединении этих двух аспектов.

Организация мерчандайзинга в компании

Даже если покупка определенного товара была запланирована заранее, 7 из 10 потребителей выбирают ту или иную торговую марку уже в торговом зале.

Необходимость организации мерчандайзинга была доказана, когда выяснилось, что 2/3 всех решений о покупках посетители принимают, стоя непосредственно перед прилавком. То есть у большей части посетителей магазина нет окончательного решения, какой именно бренд предпочесть. Таким образом, грамотно выполненная организация мерчандайзинга в компании фокусирует внимание клиентов на том или ином виде продукции, заметно увеличивая уровень продаж.

При организации мерчандайзинга различное оборудование - прилавки, холодильники, стеллажи, кассы и прикассовые зоны, а также система его размещения должны не просто выполнять свои сугубо функциональные задачи по хранению и демонстрации товаров, но способствовать увеличению покупательского спроса и, как следствие, повышению уровня продаж. Организация мерчандайзинга в магазине предполагает, что способ размещения оборудования напрямую влияет на формирование, направление и характер движения потока покупателей в торговом зале.

Характер расположения оборудования управляет интересом покупателей и способствует тому, чтобы они не только посетили все отделы, но и совершили как можно больше покупок, в особенности товаров пассивного и импульсного спроса, продажа которых требует несколько больших усилий, но и представляет интерес для формирования прибыли. Важно, чтобы модели выбираемого оборудования отвечали целям организации мерчандайзинга в компании: соответствовали ассортиментной политике, свойствам продукции, типу торгового предприятия, методам обслуживания.

Выкладка товаров при организации мерчандайзинга в магазине

Как показала практика, отдельные зоны пространства торговых залов неодинаково влияют на продажи, следовательно, различные марки продукции могут получить определенные конкурентные преимущества в зависимости от мест, занимаемых ими на стеллажах, стендах, прилавках. Поэтому организация мерчандайзинга предполагает определенные способы выкладки товаров, что способствует достижению таких целей как:

  • эффективное распределение познавательных ресурсов посетителей;
  • предопределение уровня обзора и привлекательности товаров для клиентов;
  • создание условий для выгодного соседства разных видов продукции.

При организации мерчандайзинга в магазине выкладке товаров отводится значительная роль. Этот процесс предназначен для демонстрации, упрощения поиска и выбора необходимой продукции, а также создания предпочтений потребителей. Таким образом, процесс размещения товаров представляет собой особый инструмент для достижения стратегических целей - увеличения продаж.

Традиционно организация мерчандайзинга предполагает три вида выкладки:

Горизонтальная. В этом случае однотипные товары располагаются по всей длине оборудования. Данный способ рекомендуется при демонстрации мелких товаров в кассетах или крупногабаритных изделий. Продукцию со слабым конкурентным преимуществом зачастую размещают посередине полки, а с сильным - в начале и конце. Это создает эффект заимствования: в окружении высококонкурентных товаров слабые заимствуют у них внимание покупателей.

Вертикальная. Здесь предусмотрено размещение однородных товаров на всех полках стеллажей рядами сверху вниз. Покупатель словно читает газету, переводя свой взгляд слева направо и сверху вниз. Считается, что такой метод эффективнее горизонтального, так как обеспечивает более быстрое ориентирование и удобство выбора продукции покупателями разного роста.

Дисплейная. Этот способ обычно применяют на дополнительных точках продаж. В данном случае используют отдельно стоящий фирменный стенд, не привязанный к основной точке продаж продвигаемого товара.

Внешний вид товаров, их привлекательность зависят от состояния, качества и оформления упаковки, этикеток, ценников, ярлыков и мест продажи. В условиях изобилия продукции маркировка и упаковка - важные элементы мерчандайзинга в гипермаркете. Они помогают выгодно и красочно представить товары, привлекая внимание посетителей и увеличивая продажи. Информация на маркировке может носить рекомендательный и обязательный характер.

На лучшее восприятие продукции влияют грамотно оформленные и рационально расположенные ценники. Существенному увеличению продаж будет способствовать реклама товаров непосредственно на месте выкладки.

Организация мерчандайзинга в компании - дело непростое, которое лучше доверить профессионалам. Специалисты агентства «Премьер Аналитика» готовы предложить оптимальные решения для Вашего бизнеса.