Организация мерчандайзинга
Термин «мерчандайзинг» произошел от английского слова «merchandise», означающего «торговать». Наиболее прямой перевод слова «merchandising» звучит как «искусство торговать», то есть делать все возможное, что облегчает клиенту процесс выбора и покупки товаров. Организация мерчандайзинга в магазине - это система мероприятий, которые направлены на то, чтобы посетителям было удобно, выгодно и приятно совершать покупки.
По большому счету, основное определение понятия «организация мерчандайзинга» - продажа без продавцов. Это означает, что товары в магазине должны быть выставлены таким образом, что их продажа станет вполне возможной с минимальным участием продавцов-консультантов или совсем без них.
Продажа товаров в магазинах должна осуществляться не только благодаря продавцам, но и всему находящемуся в залах оборудованию, а также атмосфере, формирующей у посетителей нужную мотивацию. Более того, и сами клиенты должны быть не пассивными посетителями, а активными участниками процесса. Пользуясь мерчендайзинговыми услугами, можно достичь совершенно иных результатов в торговом бизнесе, в сравнении с теми, что предлагают традиционные системы продажи товаров.
Организация мерчандайзинга - насущная необходимость
Системный подход к любым начинаниям давно уже доказал свою эффективность. Организация мерчандайзинга в магазине также требует комплексных мер. Здесь потребуется выполнить следующие шаги:
- Создать должность или даже отдел мерчандайзинга.
- Разработать и внедрить стандарты мерчандайзинга.
- Проводить регулярную оценку и контроль результатов.
То, как конкретно будут осуществлены эти шаги, зависит от формата магазина и размера торговой площади. Даже если нет необходимости или возможности создавать отдел, нужно выделить сотрудника, который будет заниматься организацией мерчандайзинга. Начав с улучшения выкладки товара, данный специалист выстроит в дальнейшем систему мерчандайзинга, которая будет соответствовать концепции магазина.

Работа мерчандайзера основывается на стыке двух специальностей. С одной стороны, он должен обладать знаниями в области менеджмента: управление ассортиментом, анализ результатов продаж. С другой стороны, ему нужно иметь навыки дизайнера, чтобы размещать товары красиво и комфортно для восприятия клиентов. Организация мерчандайзинга в компании может быть успешной только при объединении этих двух аспектов.
Организация мерчандайзинга в компании
Даже если покупка определенного товара была запланирована заранее, 7 из 10 потребителей выбирают ту или иную торговую марку уже в торговом зале.
Необходимость организации мерчандайзинга была доказана, когда выяснилось, что 2/3 всех решений о покупках посетители принимают, стоя непосредственно перед прилавком. То есть у большей части посетителей магазина нет окончательного решения, какой именно бренд предпочесть. Таким образом, грамотно выполненная организация мерчандайзинга в компании фокусирует внимание клиентов на том или ином виде продукции, заметно увеличивая уровень продаж.
При организации мерчандайзинга различное оборудование - прилавки, холодильники, стеллажи, кассы и прикассовые зоны, а также система его размещения должны не просто выполнять свои сугубо функциональные задачи по хранению и демонстрации товаров, но способствовать увеличению покупательского спроса и, как следствие, повышению уровня продаж. Организация мерчандайзинга в магазине предполагает, что способ размещения оборудования напрямую влияет на формирование, направление и характер движения потока покупателей в торговом зале.

Характер расположения оборудования управляет интересом покупателей и способствует тому, чтобы они не только посетили все отделы, но и совершили как можно больше покупок, в особенности товаров пассивного и импульсного спроса, продажа которых требует несколько больших усилий, но и представляет интерес для формирования прибыли. Важно, чтобы модели выбираемого оборудования отвечали целям организации мерчандайзинга в компании: соответствовали ассортиментной политике, свойствам продукции, типу торгового предприятия, методам обслуживания.
Выкладка товаров при организации мерчандайзинга в магазине
Как показала практика, отдельные зоны пространства торговых залов неодинаково влияют на продажи, следовательно, различные марки продукции могут получить определенные конкурентные преимущества в зависимости от мест, занимаемых ими на стеллажах, стендах, прилавках. Поэтому организация мерчандайзинга предполагает определенные способы выкладки товаров, что способствует достижению таких целей как:
- эффективное распределение познавательных ресурсов посетителей;
- предопределение уровня обзора и привлекательности товаров для клиентов;
- создание условий для выгодного соседства разных видов продукции.
При организации мерчандайзинга в магазине выкладке товаров отводится значительная роль. Этот процесс предназначен для демонстрации, упрощения поиска и выбора необходимой продукции, а также создания предпочтений потребителей. Таким образом, процесс размещения товаров представляет собой особый инструмент для достижения стратегических целей - увеличения продаж.
Традиционно организация мерчандайзинга предполагает три вида выкладки:
Горизонтальная. В этом случае однотипные товары располагаются по всей длине оборудования. Данный способ рекомендуется при демонстрации мелких товаров в кассетах или крупногабаритных изделий. Продукцию со слабым конкурентным преимуществом зачастую размещают посередине полки, а с сильным - в начале и конце. Это создает эффект заимствования: в окружении высококонкурентных товаров слабые заимствуют у них внимание покупателей.
Вертикальная. Здесь предусмотрено размещение однородных товаров на всех полках стеллажей рядами сверху вниз. Покупатель словно читает газету, переводя свой взгляд слева направо и сверху вниз. Считается, что такой метод эффективнее горизонтального, так как обеспечивает более быстрое ориентирование и удобство выбора продукции покупателями разного роста.
Дисплейная. Этот способ обычно применяют на дополнительных точках продаж. В данном случае используют отдельно стоящий фирменный стенд, не привязанный к основной точке продаж продвигаемого товара.

Внешний вид товаров, их привлекательность зависят от состояния, качества и оформления упаковки, этикеток, ценников, ярлыков и мест продажи. В условиях изобилия продукции маркировка и упаковка - важные элементы мерчандайзинга в гипермаркете. Они помогают выгодно и красочно представить товары, привлекая внимание посетителей и увеличивая продажи. Информация на маркировке может носить рекомендательный и обязательный характер.
На лучшее восприятие продукции влияют грамотно оформленные и рационально расположенные ценники. Существенному увеличению продаж будет способствовать реклама товаров непосредственно на месте выкладки.
Организация мерчандайзинга в компании - дело непростое, которое лучше доверить профессионалам. Специалисты агентства «Премьер Аналитика» готовы предложить оптимальные решения для Вашего бизнеса.