+7 (495) 685-93-29
info@p-analitika.ru

Продукты - двигатель торговли

Продукты - двигатель торговли

Еда продается в России быстрее электроники. Продовольственные ритейлеры потихоньку вытесняют из топ-10 торговцев бытовой техникой.

Оборот 100 крупнейших розничных сетей в России за прошлый год увеличился примерно на 24% - с 3,2 трлн до 3,98 трлн руб., подсчитала отраслевая аналитическая компания Infoline. Крупнейшие сети росли быстрее рынка: оборот розничной торговли, по данным Росстата, за прошлый год увеличился на 5,9% до 21,32 трлн руб. В результате доля первой сотни ритейлеров на розничном рынке увеличилась до 24,4%(без учета торговли автомобилями и топливом, которые включены в расчеты Росстата) против 21,9% в 2011 г.

Состав первой десятки рэнкинга Infoline Retail top-100 в 2012 г. остался неизменным (см. таблицу), но внутри этой десятки произошли перестановки. Пятую строчку заняла группа «Дикси», которая благодаря покупке группы«Виктория» сумела увеличить продажи на 43,7% до 147 млрд руб.«Дикси» оттеснила с этого места торговца техникой и электроникой «М.видео», который увеличил выручку на 19,4% до 133,6 млрд руб. Другого торговца бытовой техникой, сеть«Эльдорадо», с восьмой строчки подвинул еще один торговец продуктами питания - сеть гипермаркетов «Лента», продажи которой выросли на 20,6% до 109,9 млрд руб.

«Рынок розницы FMCG (товары повседневного спроса) более емкий, доли крупнейших игроков пока не так значительны, как, например, на рынке электроники и бытовой техники, который находится в более зрелой фазе развития», - объясняет директор«Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Потенциал роста у компаний продовольственной розницы, по его мнению, продолжает оставаться высоким.«Если сделка по слиянию “М.видео” и “Эльдорадо” не состоится, то через один-два года все первые семь строчек будут занимать FMCG - сети», - прогнозирует Бурмистров.

«В условиях замедления спроса бизнес торговцев товарами повседневного спроса оказывается более устойчивым», - добавляет партнер консалтинговой компании DeloitteЕгор Метелкин. «Если потребитель начинает экономить, то с большей вероятностью он откажет себе в покупке товаров длительного пользования(электроники), нежели в покупке продуктов питания или зубной пасты», - объясняет он.

Но не все торговцы электроникой уступали позиции: мощный рывок сделал дальневосточный торговец компьютерами «Компьютерный центр ДНС». Его выручка увеличилась на 65% до 86 млрд руб., и он поднялся с 15-й на 12-ю строчку, обогнав«Леруа Мерлен», IKEAи «Седьмой континент». Испанская группа Inditex, управляющая одежными магазинами (Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Oysho), переместилась с 28-й на 23-ю строчку, увеличив продажи на 39,4% до 35 млрд руб.

Среди неудачников рейтинга - сеть магазинов бытовой техники «Техносила», сократившая выручку на 15% и переместившаяся с 29-го на 41-е место, и «Корпорация Гринн», развивающая сеть гипермаркетов «Линия», - опустилась с 27-го на 32-е место.

Входной билет в первую сотню Infoline вырос с 6 млрд руб. год назад до 7,7 млрд руб. - с такой выручкой по итогам 2012 г. последнее место в рэнкинге заняло ООО«Интернет-решения»(управляет интернет-магазином Ozon.ru). Набрать столько не смогли и вышли из первой сотни тюменская группа «Партнер», компьютерный центр «Кей»«, московская сеть Spar(ЗАО»Спар ритейл), калининградская группа «Вестер» и интернет-торговец продуктами питания «Утконос», продажи которого сократились за прошлый год до 4,6 млрд руб. (в 2011 г. было 6,5 млрд руб.).