+7 (495) 685-93-29
info@p-analitika.ru

Оптимизация товарных запасов

Залогом процветания и финансовой эффективности торговой точки, будь то крупный супермаркет или магазин шаговой доступности, является грамотное управление складскими и полочными стоками (запасами). Контролировать этот процесс могут только профессионалы, соблюдающие правила ротации и иные принципы хранения продукции. В этой связи не обойтись без качественных услуг мерчандайзинга, с помощью которых получится найти «золотую середину» между минимизацией и максимизацией товарных запасов (их оптимизацию).

Почему нужна минимизация стоков? Согласно японскому взгляду на проблему, любой запас – это потери. Низкий уровень стоков считается основой конкурентоспособного предприятия. Запасы представляют собой страховку от ненадежных партнеров-поставщиков, плохого планирования и управления. Чем точнее прогнозирование спроса и лучше договоренность с дилерами, тем меньший товарный запас может позволить себе компания. Если стоки крайне велики, значит, бизнес недостаточно формализован, и ему требуется большой буфер.

Противоположным подходом к управлению запасами признается их максимизация. Данная прогрессивная стратегия берет начало с древнейших времен. Когда у торговой организации много продукции, она выглядит более солидной, важной и успешной. Однако увеличение стоков должно касаться только якорных, ключевых позиций в магазине. Если товарная группа представляет высокую ценность для покупателей или возможны проблемы с ее поставкой, схема максимизации будет оправдана в полной мере.

Соответственно, оптимизация в рамках мерчендайзинга призвана балансировать между двумя режимами. Она нужна как для затоваривания отдельными видами ассортиментного ряда, так и для борьбы с out-of-stock (отсутствием SKU на полках). Опытные мерчендайзеры всегда контролируют необходимость постоянных и переменных (сезонных) стоков. Во избежание избытка и недостатка единиц заказ поставщикам должен формироваться с учетом среднего коэффициента продаж, остатков на складе и иных показателей.

Возврат «просрочки» можно предупредить за счет правила FIFO и грамотной ротации. При ее осуществлении продукты с истекающими или низкими сроками годности выдвигаются на первый план. Таким образом, они выкладываются на виду у покупателей, чтобы пока еще свежая продукция быстрее попадалась им на глаза. В складских помещениях следить за исполнением принципа «первый пришел – первый ушел» также целесообразно, поскольку в процессе выгрузки новой номенклатуры о ротации старой зачастую забывают.

Наши услуги
Наши клиенты