+7 (495) 685-93-29
info@p-analitika.ru

История развития аутстаффинга

На Западе аутстаффинг возник уже в 60-70-е, однако, несомненного расцвета он достиг только в 90-х годах прошлого столетия. Первыми подобными агентствами предлагались услуги так называемых фрилансеров – работающих удаленно и независимо от какой-либо организации людей. Но вскоре законодательством США эта деятельность была запрещена, поскольку она расценивалась в качестве способа уклонения от оплаты налогов. Тогда работников стали зачислять в штат рекрутинговых агентств на прежних условиях оказания услуг.

Встречается и версия о том, что данная схема ведения бизнеса зародилась в Японии. И все потому, что официальными сотрудниками японских компаний признается лишь 1/3 часть от всех реальных кадров. Они считаются «лицом» фирмы. Остальной персонал – внештатный, хотя и получает достойную зарплату, социальный пакет, льготы, стаж и пр.

Согласно сведениям Американской Администрации Малого Бизнеса (U.S. SBA – Small Business Administration), в промежуток между 1980 и 2000 годами в трудовое законодательство США было внесено серьезное количество поправок, направленных на защиту интересов специалистов, а перечень регулирующих вышеописанные отношения законов вырос на 60 %. В результате процесс оформления HR-документации и кадровое делопроизводство стали занимать более 25 % рабочего времени. Компании, особенно небольшие и средние, не могли позволить себе такую роскошь. И аутстаффинг стал успешным решением проблемы.

В то время, когда треть ресурсов фирмы уходила на вопросы, связанные с грамотным ведением трудового учета, нужно было разгрузить отдел кадров. Именно поэтому аутстаффинг превратился в эффективный инструмент, позволяющий оптимизировать штатное расписание, сделав его максимально гибким. Еще одной характерной особенностью западного бизнеса, повлиявшей на популярность подобной юридической процедуры, стала гарантия получения служащими определенных бенефитов – пакетов соцльгот и страховок, которые малые предприятия напрямую не предоставляли в силу повышенной стоимости договоров со страховщиками. К тому же, переход на аутстаффинговую политику обеспечивал снижение всевозможных рисков, касающихся разрешения трудовых споров.

Первоначально данный вид найма предлагался обычными рекрутинговыми агентствами, несколько изменившими давно существующие услуги лизинга персонала. В настоящий период времени «американский» аутстаффинг – это законодательно оформленная бизнес-модель с четко структурированным механизмом реализации. Им занимаются PEO-фирмы, то есть Professional Employer Organization (с англ. «профессиональный наниматель»). По сообщению Национальной ассоциации профессиональных работодателей США (NAPEO), в 50 штатах Америки функционирует 700 компаний PEO. Кроме того, их количество растет на 20 % каждый год, а доход в отрасли превышает 40 млн. долларов.

Аутстаффинг в России

В 90-е годы XX века на российских рынок вышло много иностранных компаний, приносящих с собой спрос на аутстаффинг, столь привычный на Западе. Но особый интерес к нему прослеживался после кризисных в нашей стране 90-х годов. Тогда он подразумевал наем секретарей, уборщиц, горничных, водителей, переводчиков, IT-шников, маркетологов, бухгалтеров и других специалистов обслуживающего и административного персонала. Напротив, компании брали неохотно менеджеров, даже если они были среднего или высшего звена.

Наблюдалась невысокая конкуренция, ведь на рынке насчитывалось крайне мало провайдеров таких услуг. Работали в основном иностранные фирмы, которые занимались подобным бизнесом за рубежом: Coleman Services, Manpower, Kelly Services. В большой степени развитию нового вида коммерческой деятельности мешало отсутствие законодательного подкрепления аутстаффинга: фактически он и не запрещался, и не разрешался. По сути, ситуация и сегодня осталась в таком же подвешенном состоянии, хотя имеют место незначительные улучшения.

По окончании первого десятилетия XXI века российская аутстаффинговая система ощутимо окрепла. Массовая доля аутстаффинга увеличилась до 25 %, сформировалось законодательство, на рынке кадровых услуг появились свежие игроки. Вследствие более урегулированного положения в области отечественного права открылись и российские рекрутинговые агентства. Заказчики стали понимать выгоду от привлечения сторонних сотрудников, активно используя услуги аутстаффинга. Особую востребованность начинает приобретать персонал, необходимый при сезонных, разовых или проектных работах, а также мерчендайзеры, менеджеры по продажам/топ-менеджеры и бухгалтеры.

Перспективы на сегодняшний день

С конца 2010-2011 гг. применение аутстаффинга в России возросло в 4 раза за счет появления юридической базы для бизнеса. Благодаря тому, что схема способствует уменьшению себестоимости предприятия, отечественные кадровые учреждения выделяют ее как одну из очень перспективных услуг. И они правы. Проведенные в 2012 году исследования показали, что:

  • В 60 % случаев компании нуждаются в привлечении персонала со стороны. Наибольшую потребность испытывают организации торговли и туризма.
  • Практически 50 % опрошенных уже пользовались данными услугами. Из них более 70 % используют их и сейчас.
  • Среди тех, кто применяет модель, 24,6 % прибегали к услугам с целью сокращения издержек и 20 %, чтобы облегчить управление персоналом.

Соответственно, рост популярности заметен невооруженным глазом. Остается лишь реализовать правовое закрепление. По этой проблеме эксперты сходятся во мнениях, что ожидается вполне позитивное разрешение вопроса, поскольку наша страна постоянно реагирует на изменения в западных государствах, а там аутстаффинг – обычное дело.

На сегодня соотношение специалистов, выводимых за штат, распределяется следующим образом:

  • 31 % – работники без высокой квалификации,
  • 18 % – персонал среднего звена,
  • 4 % – менеджеры.

В будущем экспертами прогнозируется общий рост применения аутстаффинга, расширение его сфер и увеличение потребности в опытных и редких кадрах, топ-менеджерах. Наконец, хочется отметить, что история аутстаффинговой системы – уникальный случай, когда ее развитие на нашем рынке почти в полной мере повторяет зарубежную практику.

Наши услуги
Наши клиенты