+7 (495) 685-93-29
info@p-analitika.ru

Мерчандайзинг торгового зала

Эффективным инструментом действенного маркетинга, существенно влияющим на конкурентоспособность любого предприятия и увеличение продаж, признается мерчандайзинг торгового зала. От понятного, интуитивного расположения блоков товаров и того, насколько комфортные условия будут созданы в магазине, напрямую зависит количество посетителей и, соответственно, прибыль организации.

За порядком в помещении, выкладкой товаров и оформлением витрин, а также распределением рекламных материалов должны следить опытные торговые агенты, которыми зачастую не являются основные кадры, работающие в магазине. Тогда на помощь приходят мерчандайзинговые компании, предоставляющие квалифицированный персонал для заметного улучшения маркетинговой политики. Агентство «Премьер Аналитика» предлагает широкий перечень всевозможных услуг, среди которых конкретный предприниматель найдет необходимые только ему.

Мерчандайзинг зала от нашей компании

Обслуживая исключительно крупные продовольственные сети и специализируясь преимущественно на алкогольной продукции, мы занимаемся:

  • обеспечением лучших мест выкладки товаров за счет:
    • постоянного расширения SKU (увеличения числа товарных позиций),
    • представления каждой ассортиментной единицы как минимум 3-5 фейсами,
    • чередования горизонтального и вертикального размещения,
    • грамотной группировки продукции и распределения полочного пространства.
  • комплектацией дополнительных мест продаж путем выкладки товаров на паллетах, стойках, специальных накопителях и т.д.;
  • ежедневным анализом ситуации на территории торговой точки с целью своевременного принятия мер по оптимизации представленности товаров;
  • эффективным управлением запасами для устранения рисков out-of-stock;
  • мониторингом цен;
  • контролем процедуры листинга новинок;
  • предоставлением услуги «тайный покупатель», предполагающей независимую оценку уровня и качества обслуживания в магазине в целях стимулирования торгового персонала, и др.

По итогам работы мы составляем полную отчетность, включающую долю продаваемой продукции, out-of-stock (не имеющиеся в наличии товары), прирост количества фейсинга и т.п. по запросу клиента. По проделанным преобразованиям предоставляется фотоотчет.

Планировка магазина: общая информация

Торговый зал – это главная площадка продажи товаров и обслуживания клиентов, поэтому, в первую очередь, следует обратить особое внимание на его планировку. При ее осуществлении важно использовать средства, стимулирующие движение покупателей вглубь зала, чтобы они могли увидеть и купить больше товаров. Также рекомендуется учитывать несовместимость и сочетаемость некоторой продукции (алкоголь и снеки, например).

Исследования показывают, что около 68 % посетителей магазина, попадая в замкнутое пространство, начинают его обходить справа налево (то есть против часовой стрелки). Опираясь на этот факт, надо размещать вход в супермаркет, как и сами полки, справа, а выход – слева. Помимо того, нужно учитывать, что 80-90 % клиентов обходят точки продажи, расположенные по периметру, и лишь 40-50 % – внутренние ряды.

Таким образом, при хорошо продуманном мерчандайзинге торгового зала соотношение покупок, в т.ч. и алкогольной продукции, будет таким:

Мерчандайзинг торгового зала

Становится очевидным, что самые популярные и дорогие товары должны быть расположены вдоль передней правой стенки. И если проследить путь клиентов в зале, можно заметить наличие так называемого «золотого треугольника» – пространства, расположенного между входом, кассовой зоной и самой ходовой продукцией в магазине. Интересующий товар, который требует быстрой реализации, надо разместить внутри «золотого треугольника».

Нужно также, чтобы планировка магазина создавала покупателям возможность беспрепятственного выбора товаров в минимально короткие сроки. Если посетитель ищет продукцию на полках, он может заниматься этим столько, сколько пожелает. Свободный доступ к стеллажам, когда клиентам ничего не мешает, увеличивает оборот на 40-70 %.

Примерная схема торгового зала для оптимизации продаж

В рамках мерчандайзинга торгового зала при помощи фотомоделирования потоков определяют, как люди перемещаются по супермаркету. Удобнее всего наблюдать за движением через видеокамеры, которые позволяют выделить те части магазина, где поток наиболее плотный. Благодаря дальнейшему анализу обнаруживается соответствие/несоответствие областям максимального товарооборота с целью выявления мест, максимально подходящих для выкладки. Именно здесь следует располагать рекламную информацию.

POS-материалы играют большую роль в распределении потока покупателей. Они привлекают внимание к определенным товарам, тем самым обеспечивая стабильное движение в нужном направлении. Если поток отклоняется от задуманного, необходимо принять меры для его корректировки.

Зонирование торгового зала

Для того чтобы достигалась основная цель – покупалось больше продукции, нужно придерживаться условного деления торговой площади на три зоны:

  • адаптации,
  • покупки,
  • возвращения.

В первой зоне необходимо сделать все, чтобы успокоить клиента, представив здесь товары предварительного выбора, а именно хорошо известные бренды, обдуманные покупки с повышенным уровнем вовлеченности, которые не требуют особенной концентрации внимания для восприятия. Преобладающие цвета – синий и зеленый.

Зоны покупки:

  • покупатель полностью адаптировался к среде;
  • раздражители не воспринимаются, реагирует на них отрицательно;
  • увлечен осуществлением запланированных покупок.

В зоне номер два происходит окончательное расслабление покупателя, поэтому тут лучше расположить товары повседневного спроса, то есть привычные покупки со средним и низким уровнем вовлеченности и большой оборачиваемостью. Вариации синего и зеленого.

Наконец, последняя зона призвана возбудить интерес клиентов. Заполнив ее продукцией импульсного спроса, подкрепляющей основные товары, с которыми не связаны финансовые потери, владелец гарантировано получит покупки без ярко выраженной вовлеченности. Желательная палитра – пастельная, желтая и красная.

Мерчандайзинг торгового зала основан на следующих принципах:

  • прекрасной визуализации продукции (т.е. хорошего ее обзора со всех сторон);
  • максимальной доступности расположения товаров;
  • наличии полного ассортимента;
  • комфорте пребывания в магазине;
  • удобном перемещении по залу;
  • грамотном музыкальном сопровождении;
  • качественном обслуживании клиентов и вежливом общении;
  • предоставлении дополнительных развлекательных или информационных услуг (терминалы, банкоматы и т.д.);
  • присутствии вспомогательного оборудования: каталок, корзин, диванчиков для отдыха, подставок для сумок;
  • чистоте в зале, опрятности персонала.

Стоит отметить, что все эти правила мерчандайзинга в розничной торговле требуют комплексного применения. По отдельности они не эффективны и не дают ожидаемого результата.

Виды планировки торгового пространства

На сегодняшний день встречаются следующие модели расположения оборудования:

  • боксовая,
  • линейная,
  • смешанная,
  • выставочная,
  • свободная.

Подходящая для крупных, универсальных магазинов боксовая планировка предназначена для продажи ювелирных изделий, мебели, одежды. Ее суть заключается в разбиении зала на секции, изолированные друг от друга. Они расположены своеобразной «петлей», поэтому посетители вынуждены обходить весь зал, чтобы добраться до выхода.

При линейной планировке оборудование размещается параллельно, а линия касс – перпендикулярно. Используется преимущественно в магазинах самообслуживания с товарами ежедневного спроса.

«Симбиозом» боксовой и линейной считается смешанная планировка, избавляющая точку от «мертвых зон». Отлично подходит для помещений, разных по площади.

Сущность выставочной планировки в том, что демонстрационные композиции располагают вдоль стен. Ее самым основным достоинством является наглядность.

Свободная планировка разрабатывается под особенности конкретного магазина и подкупает своей непринужденностью. Она предполагает установку оборудования без определенной системы.

Проводя мерчандайзинг торгового зала, необходимо отказаться от чрезмерного увлечения стандартными схемами компоновки. Опыт показывает, что разнообразие гораздо лучше способствует привлечению клиентуры.

Если самостоятельно понять тонкости организации бизнеса в розничной торговле не удается (особенно если дело касается алкогольной продукции), переложите эту проблему на плечи квалифицированных мерчандайзеров, которые помогут не только повысить уровень продаж, но и поддержать положительный имидж компании. К тому же, мы предлагаем индивидуальные условия для каждого заказчика и разумные цены.

Наши услуги
Наши клиенты